rustam_scorp (rustam_scorp) wrote in msk_ts,
rustam_scorp
rustam_scorp
msk_ts

Category:

Транспортная безопасность и центр Москвы

То, что Москва радиально-кольцевой город никого не удивишь. То, что в Москве центр города – это не просто «старо место», как в прочих столицах восточной Европы, а, практически, сакральное место и центр престижа, тоже, вроде бы, признается и ощущается.

Однако, делать выводов из этого факта, судя по всему, желания нет. Ощущается какая-то попытка проигнорировать этот факт или исправить его как ошибку и недоразумение. Лукавство во всей этой истории, конечно, тоже присутствует, но и оно какое-то ущербное. Берется следствие проблемы: загруженность дорог и метро в центре, - и все ресурсы отправляются на борьбу с ним как с проблемой. При этом игнорируется тот факт, что центр становиться «центром» не по какой-то ошибке или в результате какой-то эпидемии недомыслия, а потому, что люди на протяжении столетий воспроизводили своими миграциями то, что сейчас мы именуем в столице центром города. Не нужно забывать, что ЦАО 2010хх – это, собственно и есть Москва, которая в таких границах просуществовала до 60х годов прошлого века.

Ожидать, что после того как объявят «полицентричность» Москва сразу же станет таковой – наивность. Должны пройти циклы поколений, устойчиво воспроизводящих своими потоками востребованность территории, прежде чем она станет центром тяготения. На данный момент в Москве есть только одно такое место – Садовое кольцо и все, что там внутри. Все остальные территории – лишь дополнение к Центру, порой весьма удачные: МГУ, Ленинградский, Кутузовский  и Ленинский проспекты…
В таких условиях ожидать, что какие-то торговые кластеры на периферии города или офисные анклавы на периметре Третьего транспортного кольца станут соперниками Центра – утопия. Максимум, что можно ожидать от этих точек на карте города, это перспектива стать аттрактором пассажиропотока в определенные часы суток и дни недели. И это только при условии, что они будут «подключены» к Центру транспортными связями.

Таким образом, радиально-кольцевая структура города есть не феномен сам по себе, а следствие ментальности всего населения, воспроизводящего Центр Москвы в качестве сакрального места, особость которого подчеркивается не только сосредоточением правительственных и прочих органов и ведомств, но наивысшей концентрацией объектов культурного наследия, памятников старины. Историческая застройка в Центре – само по себе явление  законченного и целостного градостроительного пространства, рождающего особый притягивающий аромат вкуса Москвы. Никакой «новодел» этой атмосферы испортить не сможет, он просто вольется в эклектику и мозаичность образа Москвы.

Могут ли быть в таком случае пассажиропотоки какими-либо иными, кроме как центростремительными? Полагаю, что нет. Маятниковые трудовые миграции – это не просто следствие советской индустриализации, когда массы сельских жителей привлекали в города на стройки «коммунизма», создавая на тогдашней периферии городов новые жилые анклавы. В отношении Москвы потоки «периферия – центр» наложились на уже бытовавшие восприятия центра города в качестве квинтэссенции престижа и средоточия государственности, что привело только к резонированию двух явлений: маятниковые потоки и доминирующий центр тяготения в пределах Садового кольца.

Теперь это наследство перешло к нам.  Нужно его просто признать его и перестать с ним бороться – оно ведь не угроза и не вред. Это наследие и есть та особость города, которая и привлекает к себе. Вред может быть только от неэффективной организации жизни города. То, что на определенной стадии добро, потом может обратиться во зло. А любое самодовлеющее и переходящее в культ верование мало того, что уводит от реалий, оно еще и усугубляет проблему и приводит к трагедиям, а которых писал в предыдущем посте.

Метро. Казалось бы очень полезная вещь. Москва смогла стать мегаполисом благодаря метро. Однако, следует ли из этого, что только метро и есть общественный транспорт, а все остальное –  недоразумение? Такое мнение выгодно только тем титанам, которые извлекают выгоду из трагедии. По-другому проблему транспортных пробок в радиально-кольцевом городе с центростремительными потоками и не назовешь.

Сколько жизней унесло опоздание скорых помощей или иных экстренных служб на места происшествий из-за пробок… Сколько ДТП случается из-за желания не попасть в пробки… В условиях, когда есть, практически, единственный центр тяготения с совпадающим центром стремления всех транспортных нитей: метро, проспекты, улицы, - пассажиропотоки будут направлены в центр. И в таких условиях отсутствие альтернативы метро – это не просто неудобство. Это гораздо хуже – это градостроительная ошибка, не устранив которую мы ее своими руками с течением времени трансформируем в трагедию.

Теракт в С.Петербурге 03.04.2017 ясно показал, к чему может привести мономодальная транспортная система. Всего один инцидент в метро города, который не так радиален и не столь кольцевиден, а перемещения были парализованы почти на сутки! А теперь представим, что может произойти в Москве? А это, между прочим, 10% населения страны, а если взять всю агломерацию, то и больше. Пострадавших из подземного пространства скоро не выведешь. Из тоннеля и здоровому пассажиру выйти не просто, а если речь идет о нетранспортабельных пострадавших!

Любая монополия в транспорте – это, прежде всего, угроза безопасности, а в Москве монополия метрополитена на межмуниципальные перевозки, сосредоточенные под землей, к тому же, еще и фактор провокативный. Любая очевидная уязвимость транспортной системы просто подтолкнет любого системного противника использовать любую возможность для использования такой уязвимости. Ни один периметр безопасности не может гарантировать устойчивости транспорта на 100% …
Необходима наземная компонента, которая на общесетевом транспортном уровне обеспечивала бы резервирование метро, балансировала бы нагрузку между подземными и наземными коридорами, служила бы системным и топологическим компенсатором любых инцидентов или актов незаконного вмешательства, пользуясь терминологией закона о транспортной безопасности.

Такой наземной компонентой может стать комбинация решений, базирующихся на легкорельсовом транспорте: скоростные трамваи на радиальных направлениях и трамвайно-пешеходные зоны в центре Москвы. Городские электрички, скоростные диаметры и МЦК – это, безусловно, хорошо. Но задачи резервирования не решат: далеко расположены от интенсивных пешеходных потоков в силу самой технологии перевозок: тяжелорельсовые системы нуждаются в существенно более мощных энергоустановках, более «тяжеловесных» станциях, которые не впишешь в плотную архитектуру улиц исторического городского пространства и, следовательно, нуждаются в большой полосе отвода. Так что, электрички – сами, в какой-то степени являются объектом, до которого еще нужно добраться.

Всех этих недостатков лишены легкорельсовые системы: экологичность, малошумность, низкопольконость, - позволят «вписать» станции и пути в любую, даже самую рафинированную по окружающей застройке улицу. При этом, оснащая линии скоростного трамвая системами автоматики и телемеханики и разделяя зоны посадки и зоны оплаты проезда можно добиться высокой провозной способности: свыше 20 тыс. чел. час на направление, что вполне сравнимо с метрополитеном.

Правда, для этого нужно планировать, проектировать и строить улицы так, чтобы можно было бы на 100% обособить трамвайное полотно, что вполне возможно и в Москве. Ленинский проспект, например. Все возможно, если бы Правительство Москвы не являлось бы, по сути, владельцем бизнеса и монополистом. Московский метрополитен не может быть «игрушкой» в руках субъекта федерации.

Снова должен повторить свой призыв. Все, кто хочет безопасных перемещений в городе, кто хочет внести свою лепту в создание надежной и стабильной транспортной системы:
Подпишите петицию об отмене строительства ВТОРОЙ коммунарской ветки метро! Поддержите тем самым мой иск к Правительству РФ по обжалованию передачи метрополитена в муниципальную собственность города Москвы и отмене отказа Московского УФАС в возбуждении антимонопольного дела в отношении Правительства Москвы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments