Михаил Коробко (lugerovski) wrote in msk_ts,
Михаил Коробко
lugerovski
msk_ts

Categories:

Несостоявшаяся всемирная выставка в Теплом Стане



В 1960 году в связи со строительством в то время еще двухполосной и полупустой Московской кольцевой автомобильной дороги местность под названием Теплый Стан стала час­тью столицы. Впрочем, на город эта местность была тогда еще совсем не похожа - деревенька, окруженная оврагами и лесом. А на высшем правительственном уровне уже приняли решение превратить Теплый Стан на несколько месяцев 1967 года практически в центр мира, разместив на его территории Всемирную выставку, затмившую бы все предшествующие - Парижскую (1937), для которой архитектор Б. М. Иофан создал свой знаменитый павильон, а скульп­тор В. И. Мухина - Рабочего и Колхозницу, Нью-Йоркскую (1939), Брюссельскую (1958) и многие другие, не менее достойные.

Советский Союз и раньше успешно участвовал во Всемирных выставках, однако ни разу не удостаивался чести их принимать. В 1960 году сей пробел постановлено было устранить и провести Всемирную выставку в Москве. Вначале ее планировали устроить в 1966 году, однако вскоре решили приурочить к полувековому юбилею СССР и перенести на 1967 год. 5 мая 1960 года проведение ЭКСПО-1967 в Москве утвердил Международный выставочный комитет, и проектная работа закипела.

Выставка должна была проходить в течение полугода, с 20 мая по 20 ноября с размахом поистине грандиозным. Так, если Брюссельская международная выставка 1958 года занимала территорию в 200 гектаров, то для Московской предполагалось выделить земли в 2,5 раза больше - 520 гектаров. Ожидалось в общей сложности свыше 50 миллионов посетителей со всех континентов, то есть по 350-400 тысяч человек ежедневно. Советская сторона предложила для ЭКСПО-67 девиз «Прогресс и мир». «Мир» здесь как географическое понятие соединялся с актуальной в начале 1960-х годов политичес­кой идеей мирного сосуществования двух систем, понятие же «прогресс» теперь включало в себя прогресс не столько социальный, сколько научно-технический.
В первую очередь, конечно, следовало выбрать подходящее место. Первоначальных вариантов набралось целых четырнадцать - от набережной Москвы-реки на отрезке Кремль - Лужники до подмосковных Химок; среди них рассматривались деревня Соларево, Измайловский парк, Сокольники, Крылатское, Песчаные улицы, Варшавское шоссе и другие районы Москвы. 
К 1961 году количество вариантов сократилось до пяти. На проекты планировки объявили широкомасштабный конкурс.
В качестве одного из мест размещения выставки предлагался район ВДНХ и Ботанического сада, при этом признавался возможным снос чуть ли не всех сооружений ВДНХ как не отвечающих новым требованиям, предъявляемым тогда к архитектуре. 
Другой вариант предложил архитектор Леонид Павлов: развернуть выставку по правому берегу Москвы-реки от Кремля через Парк культуры и отдыха имени А. М. Горького до МГУ. Выставка, для которой река должна была служить транспортной артерией, превращала таким образом в экспозицию весь город. Данную концепцию, получившую название «Олимпийская река», вновь использовали в 2004 году, когда Москва боролась за возможность принять у себя Олимпиаду-2012.
Следующий вариант - Ленинские горы. В этом случае комплекс выставки стал бы частью новой градостроительной оси: спорткомплекс Лужники-МГУ-ЭКСПО-67, в значительной степени повлияв на всю планировку столицы.
Та же градостроительная ось служила ориентиром и для четвертого варианта, предусмат­ривавшего размещение выставки вплотную к МКАД между проспектами Вернадского и Мичуринским.


Однако от всех названных участков в конце концов отказались в пользу Теплого Стана. Такой выбор был обусловлен целым рядом причин. Во-первых, учли заложенную в Генеральном плане Москвы 1935 года идею развития общественного центра в юго-западном направлении. Во-вторых, сами строящиеся в то время на юго-западе столицы новые экспериментальные жилые районы (те же знаменитые Новые Черемушки) должны были послужить предметом экспозиции. Сыграло свою роль и тообстоятельство, что Теплостанская возвышенность - самое высокое место Москвы: ее высота над уровнем моря - 253 метра, а над уровнем Москвы-реки - 135 метров. Еще одним фактором послужил пересеченный рельеф территории Теплого Стана, обладавший тогда значительным озеленением и одновременно позволявший с наименьшими усилиями устроить на многочисленных ручьях и оврагах каскад прудов, предназначенных, в частности, для демонстрации моделей новейших пароходов, катеров, лодок и других средств морского и речного транспорта.
Всю местность планировалось превратить в один из лучших парков столицы. В открытых вольерах и на лужайках должны были обитать животные, в тенистых водоемах - водоплавающие птицы и рыбы. Огромный учас­ток предстояло украсить цветочными партерами, стрижеными боскетами, фонтанами и беседками. В оформлении выставки особая роль отводилась последним достижениям светотехники - сверхмощным ксеноновым и атомным лампам, светящимся краскам, свето-цвето-музыкальным синтезаторам, аппаратуре для устройства искусственных миражей, северного сияния и тому подобного. В зоне отдыха предполагалось разместить летний цирк, два летних кинотеатра, открытый и закрытый театры, концертную эстраду с кукольным театром, два танцевальных зала-веранды, аттракционы, детский городок, на специальных участках и на воде - теннисные, баскетбольные, волейбольные площадки, места для игры в шахматы и шашки, лодочную станцию.


На фото утвержденная эмблема несостоявшейся московской всемирной выставки 1967 г. Фотография из журнала «Архитектура СССР» (1961. №7).
http://www.uzaok.ru/viewtopic.php?f=29&t=2492

Tags: Москва, Тропарево, всемираня выставка 1967 г., которой нет не было и не надо, краеведение, нереализованное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments